Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Актуализированы правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Требования энергетической эффективности включают в числе прочего требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Требования энергетической эффективности теперь определяются путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, направленного на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
К показателям, характеризующим удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, относятся:
- удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию - для всех типов зданий, строений, сооружений;
- удельный годовой расход электрической энергии на общедомовые нужды - для многоквартирных домов;
- удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение - для многоквартирных домов;
- удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха - для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов.
Требования энергетической эффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома обозначается латинскими буквами по шкале от A++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя.
Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 №161 «Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ»
Утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения
Приказ Минстроя России от 28.08.2020 N 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
Вводятся новые критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из установленных критериев.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования.
Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
Приводятся форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок его заполнения
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2020 № 425 «Об утверждении методических рекомендаций по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного или иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
В основе методических рекомендаций заложены результаты анализа бюджетных учреждений России по уровню энергетической эффективности. Установление целевого значения по снижению потребления ресурсов осуществляется индивидуально для каждого учреждения в зависимости от имеющегося у него потенциала энергосбережения. Такой подход позволит дифференцировать задания государственным учреждениям и не устанавливать для всех единые количественные требования. Для упрощения установления целевых значений к методическим рекомендациям дополнительно разработан автоматизированный «калькулятор».
Согласно постановлению № 1289 главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) до 30 сентября 2020 года должны установить для находящихся в их ведении учреждений целевой уровень снижения потребления ресурсов на ближайшие 3 года. Разработанные методические рекомендации позволят упростить ГРБС выполнение требований законодательства. Они будут использоваться в качестве альтернативного способа определения целевого уровня снижения потребления ресурсов помимо уже существовавших ранее: результатов энергетического обследования и деклараций о потреблении энергетических ресурсов.
Бюджетные организации, в свою очередь, должны до конца 2020 года скорректировать (актуализировать) свои программы энергосбережения для выполнения новых целевых показателей, а в тех случаях, когда мероприятия не подкреплены бюджетным финансированием, принять меры для заключения энергосервисных контрактов.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ все государственные (муниципальные) учреждения обязаны организовать работу по снижению потребления энергетических ресурсов и воды в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства № 1289.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
Утверждены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды.
Целевой уровень снижения потребления ресурсов (дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды) устанавливается на 3-летний период с 2021 года с последующей его актуализацией на очередной 3-летний период до 1 июля года, предшествующего очередному 3-летнему периоду.
Достижение целевого уровня обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций.
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2019 № 275 «Об утверждении правил обработки, систематизации, анализа и использования информации содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2011 № 19»
Утверждены Правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов.
Приказ Министерства экономического развития Кировской области от 28.10.2019 № 707 «Об утверждении порядка предоставления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.02.2017 № 98/пр «Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме»
Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Минстроем России вводится порядок определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.
Определен порядок установления класса энергетической эффективности построенного, реконструированного или прошедшего капремонт и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома, подлежащего государственному и строительному надзору, а также порядок установления и подтверждения класса энергетической эффективности МКД в процессе эксплуатации.
Обозначение класса энергетической эффективности МКД теперь осуществляется латинскими буквами по шкале А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя.
Также устанавливаются новые требования у указателю класса энергетической эффективности и к его размещению на фасаде МКД.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412 «О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации»
Минэнерго России будет составлять ежегодный государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в России.
Доклад содержит:
- сводную аналитическую информацию по энергоемкости ВВП России с детализацией по субъектам РФ;
- ежегодную отчетную информацию об итогах реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- сведения о принятых в отчетном году нормативных правовых актах РФ, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также о мерах по обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности, принятых в отчетном году, и оценку ожидаемого эффекта от их применения;
- сведения о планируемых инициативах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и предложения по направлениям развития государственной политики в данной области.
Доклад формируется ежегодно, до 1 сентября года, следующего за отчетным, и представляется в Правительство РФ до 1 октября. До 15 октября доклад размещается на сайте государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и на сайте Минэнерго России.
Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 593 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждена методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Настоящая методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, определяет порядок расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности используется:
- официальная статистическая информация;
- топливно-энергетические балансы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
- программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
- сведения о наличии возобновляемых источников энергетических ресурсов, а также местных видов топлива на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
- сведения о состоянии инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, электро-, газо-, водоснабжения на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
- сведения о показаниях приборов учета.
Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398 «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
Минэнерго России определены требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства и муниципального образования, а также осуществляющие виды деятельности, подлежащие государственному тарифному регулированию, должны разработать или откорректировать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно утвержденным и вступившим в силу с 1 октября 2014 года требованиям.
В частности, предусматривается, что программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также отчетность формируются на бумажном носителе. Отчетность формируется с начала действия программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.
Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 20 «Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было принято постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 "О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования" (вместе с "Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования") Во исполнение указанного постановления были разработаны настоящие Правила, которые устанавливают порядок, периодичность и форму представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - государственная информационная система).
Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 №318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правила определяют порядок осуществления государственного контроля. Документ предусматривает плановые и внеплановые, документальные и выездные проверки. Кроме того, ревизионные мероприятия могут вестись совместно с другими органами исполнительной власти. Государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
Плановые проверки можно будет проводить лишь два раза в три года и с разрешения руководителя контролирующего органа. В Правила приведены основания проведения внеплановых проверок, в частности: а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); г) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Приказом утвержден примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ во исполнение ст.14 Закона №261-ФЗ.
Примерный перечень мероприятий по энергосбережению представлен по следующим направлениям:
1. Жилищный фонд.
2. Коммунальная инфраструктура.
3. Организации с участием государства или муниципального образования.
При этом, по вышеназванным направлениям мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подразделены на организационные и технические и технологические мероприятия.
4. Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов;
5. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии
6. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии
7. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Мероприятия по иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам.
Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 №340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности». - Решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 07.05.2010 №16/7 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
В соответствии со ст.25 Закона №261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны разрабатывать и утверждать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основании требований, установленных федеральными или региональными органами исполнительной власти, либо органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьи полномочия входит регулирование цен (тарифов) на услуги таких организаций.
Постановлением Правительства №340 утверждены правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Руководствуясь указанными правилами Региональная служба по тарифам Кировской области как уполномоченный орган исполнительной власти утвердила требования к программам по
энергосбережению для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В решении РСТ приведены общие целевые показатели и показатели, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий), а также показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций.
Установлен перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для регулируемых организаций:
Определен порядок и сроки расчета планируемых и фактически достигнутых в ходе реализации программ значения целевых показателей, а также показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»
Порядок разработан во исполнение статьи 23 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении...», которой установлено, что государственная информационная система создается и функционирует в целях предоставления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Создание государственной информационной системы и условий для ее функционирования осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации, который назван оператором данной системы.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения, названные в ст.23 названного Закона, а также сведения, указанные в п.5 Постановления .
Оператор государственной информационной системы осуществляет обработку следующей информации:
а) данные о саморегулируемых организациях в области энергетического обследования, включенных в реестр саморегулируемых организаций;
б) сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов;
в) количество и основные результаты обязательных энергетических обследований;
г) данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению в топливно-энергетическом комплексе;
д) перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются
энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Постановлением также определен перечень информации, которую должны представить федеральные органы исполнительной власти, орган государственной власти каждого субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по истечение 9 месяцев со дня официального опубликования рассматриваемого Постановления (07 марта 2011 года).
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законом вводятся понятия энергосбережения, энергетического ресурса и устанавливаются отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также соответствующие меры в целях защиты прав и законных интересов граждан России путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов России, а также охраны окружающей среды России. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.