Профессиональное обучение
Профессиональная переподготовка
Повышение квалификации
Транспортная безопасность
Охрана труда
Пожарная безопасность
Предаттестационная подготовка

Федеральное законодательство

📗 ГОСТ Р 71545-2024 «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в многоквартирных домах. Основные положения»

Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.07.2024 № 1003-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»
Стандарт устанавливает перечень и содержание процессов, связанных с энергосбережением и повышением энергоэффективности в многоквартирных домах после их введения в эксплуатацию:
🖊 обеспечение учета потребляемых коммунальных ресурсов;
🖊 установление и подтверждение класса энергетической эффективности;
🖊 проведение обязательных энергосберегающих мероприятий в отношении общего имущества;
🖊 проведение энергосберегающих мероприятий по инициативе ресурсоснабжающей организации;
🖊 проведение энергосберегающих мероприятий по энергосервисному контракту;
🖊 проведение энергосберегающих мероприятий при капительном ремонте.
Собственники помещений, организации, осуществляющие деятельность по управлению МКД, ресурсоснабжающие организации, энергосервисные компании и региональные операторы капитального ремонта должны будут применять новый стандарт в процессе эксплуатации, обслуживания, ремонта и замены общего имущества, капитального ремонта многоквартирного дома, а также при осуществлении поставок коммунальных ресурсов.

📗 ГОСТ Р 71466-2024 «Экологические требования к объектам недвижимости. Энергосбережение и энергетическая эффективность зданий жилых и общественных. Методы оценки показателей углеродного следа»

Утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 22.07.2024 № 950-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации»
В отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) любое жилое или общественное здание являются прямыми или косвенными эмитентами парниковых газов, образующихся при сжигании природного топлива для выработки и транспортировки энергетических и материальных ресурсов, используемых для функционирования инженерных систем жизнеобеспечения зданий. По экспертной оценке, эмиссия парниковых газов совокупно всех зданий существующего жилого фонда на три порядка превышает установленные целевые показатели для предприятий, чья деятельность сопровождается выбросом в атмосферу парниковых газов. Снижение энергоресурсозатрат приводит к сокращению объемов сжигаемого природного топлива, необходимого для выработки и транспортировки энергетических и материальных ресурсов, и, как следствие, снижаются объемы выбросов в атмосферу парниковых газов. Таким образом, сокращение выбросов парниковых газов в отрасли строительства и ЖКХ является производным эффектом от применения энергосберегающих мероприятий.
Требования настоящего стандарта направлены на установление целевых нормативных показателей углеродного следа зданий и методов определения как целевых, так и фактических показателей углеродного следа зданий. Базовой основой для определения фактических и целевых показателей углеродного следа зданий являются закрепленные в нормативно-законодательной базе данные по показателям энерго- и ресурсопотребления зданий.
Настоящий стандарт распространяется на жилые и общественные здания, оснащенные инженерными системами, потребляющими в процессе эксплуатации энергетические и материальные ресурсы.
Настоящий стандарт не распространяется:
🖊на производственные здания, здания сельскохозяйственного и другого, в том числе, специального назначения;
🖊 материалы, конструктивные элементы, оборудование, изделия, используемые в здании, в том числе применяемые в мероприятиях по повышению энергоэффективности здания;
🖊 технологические процессы, материалы, оборудование, машины и механизмы, используемые в процессе проектирования и строительства здания;
🖊 оценку углеродного следа, возникающего в результате выработки энергоресурсов вне зданий (ТЭЦ, котельные и пр.) и транспортировки энергоресурсов к зданиям.
Информация по углеродному следу указанных материалов, оборудования, изделий, машин, механизмов и т.п. должна предоставляться их производителями. При отсутствии указанной информации данные по углеродному следу принимают по среднестатистическому показателю строительной отрасли. В частности, суммарная доля выбросов парниковых газов отраслей строительства и ЖКХ и производства электроэнергии и тепла в общем балансе страны составляет (ориентировочно) 30%.

📗 Приказ Минэнерго России от 28.08.2024 № 1133

«Об утверждении методики ежегодной оценки эффективности реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций»
Методика определяет порядок проведения органами государственной власти субъектов Российской Федерации ежегодной оценки эффективности реализации межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, включающей расчет укрупненных показателей оценки за год, в отношении которого осуществляется оценка
Результатами оценки являются следующие укрупненные показатели оценки:
🖊 коэффициент прироста потребления природного газа в год;
🖊 коэффициент газификации населения в отчетном году;
🖊 коэффициент изменения протяженности (строительства) объектов магистрального транспорта в отчетном году;
🖊 коэффициент изменения количества (строительства) автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций в отчетном году;
🖊 коэффициент изменения протяженности и (или) количества бесхозяйных объектов сетей газораспределения в отчетном году.

📗 Приказ Минэкономразвития России от 29.02.2024 № 119

«Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения, энергетической эффективности использования электродвигателей, в том числе в составе технологических комплексов (насосных, компрессорных и прочих), энергетической эффективности объектов теплоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха зданий, строений и сооружений, энергетической эффективности объектов электроэнергетики, энергетической эффективности оборудования для пищеприготовления, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
Утверждена методика определения энергетической эффективности объектов и оборудования
Методика используется для определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетических ресурсов в натуральном выражении до и после реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности систем внутреннего и наружного освещения, электродвигателей, технологических комплексов, объектов теплоснабжения, систем отопления, вентиляции и кондиционирования, объектов электроэнергетики, оборудования для пищеприготовления.

📗 Постановление Правительства РФ от 09.09.2023 № 1473

«Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
Утверждена комплексная госпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»
Определены следующие основные задачи, в том числе:
🖊 внедрение новых и повышение эффективности использования существующих налоговых и финансовых механизмов для стимулирования внедрения энергоэффективных технологий;
🖊 формирование условий для создания отечественных энергосберегающих технологий, а также создание стимулов к повышению энергетической эффективности для отечественных производителей оборудования высокой энергетической эффективности.
Подчеркивается, что меры по повышению энергетической эффективности должны учитывать отраслевую специфику. Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики необходимы стимулирование развития когенерации, альтернативных и возобновляемых источников энергии, снижение удельных показателей потребления топлива и перевод генерирующих мощностей, в том числе котельных, на экономичные виды топлива, внедрение мер по снижению потерь электрической энергии и тепла, повышению эффективности использования топлива.

📗 Постановление Правительства РФ от 08.12.2022 № 2253

«Об утверждении Правил предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации за счет средств публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры на 2023-2027 годы и о внесении изменений в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»
Созданы инструменты финансовой поддержки, направленные на системную модернизацию коммунальной инфраструктуры
Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, направленная на повышение энергетической эффективности как ключевого фактора экономического роста Российской Федерации.

📗 Приказ Минэкономразвития России от 21.11.2022 № 636

«Об утверждении методических рекомендаций по оценке эффективности реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне»
Утверждены методические рекомендации по оценке реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью формирования рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Положения разработаны с целью оказания методической поддержки при оценке результатов деятельности субъектов РФ (исполнительных органов субъектов Российской Федерации, задействованных в реализации государственной политики в области энергосбережения).
Факторы, индикаторы и показатели, используемые в настоящих методических рекомендациях, являются отражением отдельных механизмов и инструментов региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Настоящие методические рекомендации используются Минэкономразвития России для анализа реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на региональном уровне, а также развития государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части обеспечения автоматизации сбора информации от субъектов Российской Федерации, ее обработки и формирования на ее основе рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации.
Полученные результаты рейтинговой оценки рекомендуется использовать при формировании и реализации региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с учетом положений федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, постановления Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289, постановления Правительства РФ от 11.02.2021 № 161, распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.10.2021 № 3052-р. 

📗 Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р

«Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года»
Утверждена стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Стратегическое планирование мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы, а также разработке новых нормативных правовых и технических документов, с учетом необходимости применения при строительстве объектов капитального строительства передовых технологий и материалов, в том числе энергоэффективных и экологичных.

📗 Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 № 87

«О предоставлении публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации»
(вместе с "Правилами предоставления публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния займов юридическим лицам, в том числе путем приобретения облигаций юридических лиц при их первичном размещении, в целях реализации проектов по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры")
Утверждены Правила предоставления публично-правовой компанией «Фонд развития территорий» займов юридическим лицам за счет привлеченных средств Фонда национального благосостояния.

📗 Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2021 № 3052-р

«Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года»
Утверждена стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года
Федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации права собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо обеспечить включение в программы деятельности таких предприятий мер, направленных на обеспечение развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов.

📗 Постановление Правительства РФ от 27.09.2021 № 1628

«Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Актуализированы Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и Требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Требования энергетической эффективности включают в числе прочего требования к отдельным элементам, конструкциям зданий, строений, сооружений и их свойствам, к используемым в зданиях, строениях, сооружениях устройствам и технологиям, а также требования к включаемым в проектную документацию и применяемым при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений технологиям и материалам, позволяющие исключить нерациональный расход энергетических ресурсов как в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта зданий, строений, сооружений, так и в процессе их эксплуатации.
Требования энергетической эффективности теперь определяются путем установления базового уровня этих требований по состоянию на дату вступления в силу устанавливаемых требований энергетической эффективности и определения темпов последующего изменения показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, направленного на повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений.
К показателям, характеризующим удельную величину расхода энергетических ресурсов в здании, строении, сооружении, относятся:
🖊 удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию – для всех типов зданий, строений, сооружений;
🖊 удельный годовой расход электрической энергии на общедомовые нужды – для многоквартирных домов;
🖊 удельный годовой расход тепловой энергии на горячее водоснабжение – для многоквартирных домов;
🖊 удельный годовой расход энергетических ресурсов на кондиционирование воздуха – для всех типов зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов.
Требования энергетической эффективности подлежат пересмотру не реже одного раза в 5 лет с учетом новых технологических решений в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.
Класс энергетической эффективности многоквартирного дома обозначается латинскими буквами по шкале от A++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя.

📗 Постановление Правительства РФ от 11.02.2021 № 161

«Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»
Утверждены требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения
Программа, составленная в соответствии с требованиями Постановления №161, должна содержать:
🖊 анализ тенденций и проблем в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
🖊 цели, задачи и приоритеты развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
🖊 основные направления развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории муниципального образования;
🖊 перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения таких мероприятий в соответствии с настоящим документом;
🖊 значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
🖊 информацию об источниках финансирования мероприятий с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования таких мероприятий.
Обязательные для включения в программу энергосбережения муниципального образования целевые показатели указаны в пп. 21-26 Постановления №161. При этом программы должны быть сбалансированы по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации.

📗 Приказ Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр

«Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения»
Вводятся новые критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета
Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из установленных критериев.
Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования.
Обследование технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии многоквартирного дома осуществляется представителями гарантирующего поставщика. Обследование технической возможности установки прибора учета электрической энергии в отношении жилого дома осуществляется представителями сетевой организации.
Приводятся форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок его заполнения.

📗 Приказ Минэкономразвития России от 15.07.2020 № 425

«Об утверждении методических рекомендации по определению в сопоставимых условиях целевого уровня снижения государственными (муниципальными) учреждениями суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
В основе методических рекомендаций заложены результаты анализа бюджетных учреждений России по уровню энергетической эффективности
Установление целевого значения по снижению потребления ресурсов осуществляется индивидуально для каждого учреждения в зависимости от имеющегося у него потенциала энергосбережения. Такой подход позволит дифференцировать задания государственным учреждениям и не устанавливать для всех единые количественные требования. Для упрощения установления целевых значений к методическим рекомендациям дополнительно разработан автоматизированный «калькулятор».
Согласно постановлению № 1289 главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) до 30 сентября 2020 года (в дальнейшем каждые три года) должны установить для находящихся в их ведении учреждений целевой уровень снижения потребления ресурсов на ближайшие 3 года. Разработанные методические рекомендации позволят упростить ГРБС выполнение требований законодательства. Они будут использоваться в качестве альтернативного способа определения целевого уровня снижения потребления ресурсов помимо уже существовавших ранее: результатов энергетического обследования и деклараций о потреблении энергетических ресурсов.
Бюджетные организации, в свою очередь, должны до конца 2020 года скорректировать (актуализировать) свои программы энергосбережения для выполнения новых целевых показателей, а в тех случаях, когда мероприятия не подкреплены бюджетным финансированием, принять меры для заключения энергосервисных контрактов.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ все государственные (муниципальные) учреждения обязаны организовать работу по снижению потребления энергетических ресурсов и воды в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства № 1289.

📗 Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2019 № 707

«Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов»
Вводятся форма декларации о потреблении энергетических ресурсов и порядок ее представления
Декларация составляется на основании сведений о субъекте декларирования
и о фактических объемах используемых им энергетических ресурсов, об энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в которых размещается субъект декларирования. Сведения о фактических объемах энергетических ресурсов, используемых субъектом декларирования, указываются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря).
Декларация, созданная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью и размещается субъектом декларирования в ГИС "Энергоэффективность" не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

📗 Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1289

«О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды»
Утверждены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды
Целевой уровень снижения потребления ресурсов (дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля и воды) устанавливается на 3-летний период с 2021 года с последующей его актуализацией на очередной 3-летний период до 1 июля года, предшествующего очередному 3-летнему периоду.
Достижение целевого уровня обеспечивается за счет реализации мероприятий программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций.

📗 Постановление Правительства РФ от 16.03.2019 № 275

«Об утверждении Правил обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 19»
Утверждены Правила обработки, систематизации, анализа и использования информации, содержащейся в энергетических паспортах, отчетах о проведении энергетических обследований и декларациях о потреблении энергетических ресурсов.

📗 Приказ Минстроя России от 17.11.2017 № 1550/пр

«Об утверждении Требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений»
Указанные требования устанавливаются к проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям, оборудованным тепло потребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами
Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:
🖊 энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;
🖊 электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов.
Также определяются обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности.

📗 Приказ Минстроя России от 15.02.2017 № 98/пр

«Об утверждении примерных форм перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме»
Минстроем России рекомендованы примерные формы перечня мероприятий, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов в многоквартирном доме
Установлены:
🖊 примерная форма перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов;
🖊 примерная форма перечня мероприятий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирного дома, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов.

📗 Приказ Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр

«Об утверждении Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов»
Минстроем России вводится порядок определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов
Определен порядок установления класса энергетической эффективности построенного, реконструированного или прошедшего капремонт и вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома, подлежащего государственному и строительному надзору, а также порядок установления и подтверждения класса энергетической эффективности МКД в процессе эксплуатации.
Обозначение класса энергетической эффективности МКД теперь осуществляется латинскими буквами по шкале А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового показателя.
Также устанавливаются новые требования к указателю класса энергетической эффективности и к его размещению на фасаде МКД.

📗 Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 № 600

«Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»
Утвержден перечень объектов и технологий высокой энергетической эффективности, в целях распространения практики использования энергоэффективного оборудования и технологий путем предоставления налоговых преференций.

📗 Постановление Правительства РФ от 18.12.2014 № 1412

«О подготовке и распространении ежегодного государственного доклада о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в Российской Федерации»
Минэкономразвития России ежегодно формирует государственный доклад о состоянии энергосбережения и повышении энергетической эффективности в России
Доклад содержит:
🖊 сводную аналитическую информацию по энергоемкости ВВП России с детализацией по субъектам РФ;
🖊 ежегодную отчетную информацию об итогах реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
🖊 сведения о принятых в отчетном году нормативных правовых актах РФ, регулирующих отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также о мерах по обеспечению энергосбережения и повышению энергетической эффективности, принятых в отчетном году, и оценку ожидаемого эффекта от их применения;
🖊 сведения о планируемых инициативах в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и предложения по направлениям развития государственной политики в данной области.

📗 Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 399

«Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях»
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 593 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждена методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях.
Настоящая методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях, определяет порядок расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности используется:
🖊 официальная статистическая информация;
🖊 топливно-энергетические балансы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
🖊 программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
🖊 сведения о наличии возобновляемых источников энергетических ресурсов, а также местных видов топлива на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
🖊 сведения о состоянии инженерной инфраструктуры, в том числе тепло-, электро-, газо-, водоснабжения на территории субъектов Российской Федерации (муниципальных образований);
🖊 сведения о показаниях приборов учета.

📗 Приказ Минэнерго России от 30.06.2014 № 398

«Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации»
Минэнерго России определены требования к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организации с участием государства и муниципального образования, а также осуществляющие виды деятельности, подлежащие государственному тарифному регулированию, должны разработать или откорректировать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности согласно утвержденным и вступившим в силу с 1 октября 2014 года требованиям.
В частности, предусматривается, что программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также отчетность формируются на бумажном носителе. Отчетность формируется с начала действия программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

📗 Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034

«О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»
Правила устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:
🖊 требования к приборам учета;
🖊 характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;
🖊 порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);
🖊 порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

📗 Постановление Правительства РФ от 04.09.2013 № 776

«Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»
Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения, договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

📗 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442

«О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»
Постановлением утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, которыми установлены новые правовые основы функционирования розничных рынков электроэнергии, направленные на совершенствование ценообразования на электрическую энергию, повышение платёжной дисциплины, решение вопросов перекрёстного субсидирования.

📗 Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124

«О правилах обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами»

📗 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»
Постановление регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливает их права и обязанности, порядок заключения договора, контроля качества предоставления коммунальных услуг и другие вопросы.

📗 Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 № 318

«Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Правила определяют порядок осуществления государственного контроля
Документ предусматривает плановые и внеплановые, документальные и выездные проверки. Кроме того, ревизионные мероприятия могут вестись совместно с другими органами исполнительной власти. Государственный контроль осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Плановые проверки можно будет проводить лишь два раза в три года и с разрешения руководителя контролирующего органа. В Правила приведены основания проведения внеплановых проверок, в частности: а) истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения; б) поступление в контролирующие органы сведений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 10 закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены); г) приказ (распоряжение) руководителя контролирующего органа, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

📗 Постановление Правительства РФ от 25.01.2011 № 20

«Об утверждении Правил представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Утверждены Правила предоставления информации в ГИС «Энергоэффективность»
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" было принято постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» (вместе с «Правилами создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования») Во исполнение указанного постановления были разработаны настоящие Правила, которые устанавливают порядок, периодичность и форму представления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

📗 Постановление Правительства РФ от 23.08.2010 № 646

«О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме»
Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме формируется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации исходя из принципов:
🖊 формирования перечня мероприятий;
🖊 определения состава мероприятий;
🖊 обеспечения результата реализации мероприятий;
🖊 учета региональных и иных особенностей реализации мероприятий.

📗 Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 № 636

«О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)»
Государственные и муниципальные заказчики заключают контракт на энергосервис путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В связи с этим в названный закон была добавлена глава 7.1., определяющая особенности заключения энергосервисного контракта
Постановление содержит конкретные требования, которым должен отвечать контракт и обязательства сторон, необходимые для указания. Кроме того, регламентированы особенности определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис.

📗 Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 № 391

«О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования»
Утвержден Порядок создания ГИС «Энергоэффективность»
Порядок разработан во исполнение статьи 23 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении...», которой установлено, что государственная информационная система создается и функционирует в целях предоставления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о ходе реализации его положений, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации, о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах
и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Создание государственной информационной системы и условий для ее функционирования осуществляется Министерством экономического развития Российской Федерации, который назван оператором данной системы.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в обязательном порядке должна включать в себя сведения, названные в ст.23 названного Закона, а также сведения, указанные в п.5 Постановления.
Постановлением также определен перечень информации, которую должны представить федеральные органы исполнительной власти, орган государственной власти каждого субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления по истечению 9 месяцев со дня официального опубликования рассматриваемого Постановления (07 марта 2011 года).

📗 Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 №340

«О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности». - Решение Региональной службы по тарифам Кировской области от 07.05.2010 №16/7 «О требованиях к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Установлены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности
В соответствии со ст.25 Закона №261-ФЗ организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности обязаны разрабатывать и утверждать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основании требований, установленных федеральными или региональными органами исполнительной власти, либо органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьи полномочия входит регулирование цен (тарифов) на услуги таких организаций.
Постановлением Правительства №340 утверждены правила установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Руководствуясь указанными правилами, Региональная служба по тарифам Кировской области как уполномоченный орган исполнительной власти утвердила требования к программам по энергосбережению для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
В решении РСТ приведены общие целевые показатели и показатели, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий), а также показатели энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций.
Установлен перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для регулируемых организаций:
Определен порядок и сроки расчета планируемых и фактически достигнутых в ходе реализации программ значения целевых показателей, а также показателей энергетической эффективности объектов, создание или модернизация которых планируется производственными или инвестиционными программами организаций.

📗 Приказ Минэкономразвития РФ от 17.02.2010 № 61

«Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»
Приказом утвержден примерный Перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ во исполнение ст.14 Закона №261-ФЗ.
Примерный перечень мероприятий по энергосбережению представлен по следующим направлениям:
  1. Жилищный фонд.  
  2. Коммунальная инфраструктура.
  3. Организации с участием государства или муниципального образования.
  4. При этом, по вышеназванным направлениям мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности подразделены на организационные и технические и технологические мероприятия.
  5. Мероприятия по стимулированию производителей и потребителей энергетических ресурсов, организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов.
  6. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
  7. Мероприятия по увеличению использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и (или) возобновляемых источников энергии.
  8. Мероприятия по энергосбережению в транспортном комплексе и повышению его энергетической эффективности, в том числе замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом.
Мероприятия по иным определенным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления вопросам.

📗 Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221

«Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Правила определяют порядок установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также первоочередные требования энергетической эффективности.

📗 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491

«Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме
Минимальный перечень работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждён постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Он включает в себя 3 раздела:
🖊 Работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций и ненесущих конструкций многоквартирных домов.
🖊 Работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
🖊 Работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом.

📗 Федеральный закон от 02.07.2021 № 296-ФЗ

«Об ограничении выбросов парниковых газов»
Федеральный закон определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов и осуществляется на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, российском секторе Каспийского моря.
Цель закона — создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики Российской Федерации при снижении уровня выбросов парниковых газов.
Меры по ограничению выбросов парниковых газов включают в себя:
🖊 Государственный учет выбросов парниковых газов.
🖊 Установление целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов.
🖊 Поддержку в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению поглощения парниковых газов.

📗 Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ

«О водоснабжении и водоотведении»
Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения
Федеральный закон относит к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, размера и порядка компенсации расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмом, негативно воздействующих на работу централизованной системы водоотведения.

📗 Федеральный закон от 27.07.2010№ 190-ФЗ

«О теплоснабжении»
Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем.
Также закон определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды.

📗 Федеральный закон 30.12.2009№ 384-ФЗ

«Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Принятие Федерального закона обусловлено необходимостью обеспечить на законодательном уровне надлежащую безопасность и достаточную эффективность строящихся зданий и сооружений для защиты различных аспектов жизни людей и результатов их хозяйственной деятельности.

📗 Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ

«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Законом вводятся понятия энергосбережения, энергетического ресурса и устанавливаются отношения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также соответствующие меры в целях защиты прав и законных интересов граждан России путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов России, а также охраны окружающей среды России. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
и законных интересов граждан России путем создания условий для сохранения невозобновляемых природных ресурсов России, а также охраны окружающей среды России. Целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

📗 Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ

«Об электроэнергетике»
Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики
Он определяет:
🖊 полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений;
🖊 основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии);
🖊 потребителей электрической энергии.
Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.